Проект "Вихрь"

Рассказывала и фотографировала САША КРАВЦОВА

vk.com/kravtsovasasha

Записывала АНАСТАСИЯ ДЕРЯБИНА

Для меня танец, как и изобразительное искусство, музыка - есть форма единения человека с удивительным всеобъемлющим Мирозданием.

"Бабьи пляски", "Фламенко", "Папуа", "Дервиши", "Индейцы", "Украинские танцы", "Якутские танцы" - в фотоцикле "Вихрь" я хотела запечатлеть тот момент, когда танцоры, скинув маску торжественности, впадают в некий транс, становясь частью бОльшего, чем они сами...

Мне нравится теория одной известной писательницы, что идеи сами выбирают тех, кто может их воплотить. Хочу поделиться своей историей создания фотоцикла «Вихрь».

 

В старом и таком родном якутском доме моей бабушки висела репродукция картины русского живописца Филиппа Андреевича Малявина «Вихрь». В детстве глаз не могла от нее оторвать, столько в ней было движения, радости, жизнелюбия! За окном сугробы снега и жгучий мороз, а перед глазами -огненный вихрь человеческой радости и счастья в танце! 

 

Прошло время и уже будучи арт-фотографом вдруг отблески знакомого «Вихря» стала ловить повсюду: на страницах случайных журналов, афишах, в телепередачах. Вихрь даже во сне накрывал. Идея кружилась вокруг, маячила знаком, не отпускала, брала в плен. Тогда и появилась моя первая серия - «Бабьи пляски».

 

Внутреннее желание продолжить серию и показать национальный танец как некую форму медитации в движении, стирающую временные, культурные, религиозные границы, привело к созданию фоторабот «Дервиши», «Фламенко», «Индейцы», «Папуа», «Якутские танцы», «Украинские пляски». Все вместе они составляют фотоцикл «Вихрь».

 

При съемке работ я использовала такой прием в фотографии как длинная выдержка, отчего танцоры будто «в движении» и фотокадры так напоминают картины импрессионистов. 

 

В общей сложности, создание проекта «Вихрь» заняло 2 года. За это время было отснято порядка 10 000 кадров, из них отобраны единицы. Какие-то серии «не случились», некоторые работы приходилось переснимать дважды, а то и трижды. 

ФЛАМЕНКО

 

Я должна снимать, однако стою и восхищенно наблюдаю за грациозными движениями танцоров. Чувства переполняют меня, глаза становятся влажными и от неловкости ситуации я отворачиваюсь под предлогом, что надо сменить объектив на фотоаппарате, но внутренне понимаю - здесь и сейчас нечто прекрасное «тронуло» мою Душу. Так произошло мое «знакомство» с фламенко.

Возникший в Андалусии, уникальный танец впитал в себя элементы цыганской, еврейской, арабской, христианской, африканской культур. 

Фламенко - это не только хореография, это внутренняя драматургия, способность танцора в унисон музыке и надрывному пению передать гамму таких глубоких чувств как любовь, боль, страсть, тоска, одиночество.

Спустя месяцы после знаковой фотосъемки, я сижу в легендарном таблао Cordobes в Барселоне. Я не знаю испанского языка, но ощущаю себя частью чувственной импровизации, грущу и радуюсь вместе с танцорами на сцене.

 

 

ИНДЕЙЦЫ

 

Одна из любимых моих серий, которая дала продолжение/начало фотоциклу «Вихрь». 

Мне было любопытно снять полярные «Бабьим пляскам» танцы. Другой континент, культура, обычаи, одежда, цвет кожи.… Но именно на «контрасте» отчетливо видно как в вихре танца раскрывается не только многоликость каждого народа, но и проявляется единая генетическая матрица человечества. 

УКРАИНСКИЕ ПЛЯСКИ

 

Быть частью огромной многонациональной семьи - очень мощное чувство!
В моих венах течёт русская, якутская, украинская, польская кровь, кровь кубанских казаков и армянских ссыльных. 
За каждым предком - жизненный путь, наполненный светлыми и трагическими событиями. Каждая судьба нитью памяти неразрывно вплетена в судьбу моей страны.
Работая над фотоциклом "Вихрь" я как никогда ощущала силу и уникальность своего «русского» рода.
Эту работу я посвящаю своим украинским корням.

 

 

ДЕРВИШИ

 

Дервиши (с персидского "нищий", "бедняк") - последователи суфизма, мистической ветви ислама.
Суфии считают, что воспринять природу Вселенной можно лишь душой и сердцем, поэтому был придуман мистический танец-медитация - сема. Во время танца дервиши беззвучно кружатся во круг своей оси, впадая в экстатическое состояние, вызванное движением и музыкой. Открытая правая ладонь обращена к Небу (Вселенной), левая - к Земле (людям). Таким образом дервиши являются проводниками чистой Божественной энергии. 

Найти готовый костюм дервиша в Петербурге оказалось невозможным, пришлось сшить самой. Сложнее всего далась юбка. Чтобы она раскручивалась, пришлось пришить к подолу толстый канат (на заметку - у настоящих дервишей костюм весит около 20ти кг). 

Но усилия, как мне кажется, себя оправдали - картинка передаёт нужное мне состояние гармонии.​

ПАПУА

 

Я влюбилась в Папуа на фотоработах Джимми Нельсона. 

Географическая обособленность и малопроходимые джунгли Новой Гвинеи, способствовали сохранения самобытности уникальной культуры папуасов. Пять миллионов жителей разговаривают на 700 языках, но танец - есть связующее звено. Под звучание не замысловатых музыкальных инструментов, каждое племя старается через танец показать свое мастерство, ловкость, красоту и своеобразность.

 

 

ЯКУТСКИЕ ТАНЦЫ

 

Я выросла в Якутии и с детства помню, что ни одно торжественное событие, будь то национальный праздник Ысыах, официальное мероприятие или свадьба, не обходились без традиционных якутских танцев.

Якутский танец - это визуализированное мировозрение уникального народа. 

Язык танца проникнут глубоким единением с миром живой и неживой природы, обычаи обряды и верования как отблески огня.

«Стерх», «Заяц», «Бег Оленя», «Цветок Сардана», «Подснежники», «Осуохай» -  наполненный сакральным смыслом хоровод -  в эти  танцы Саха  вложили своё представление о единстве природы и человека, нерасторжимого целого и гармоничного.