попутного ветра

Беседовала ИРИНА КОНВИССЕР

Фотографии - яхтенный фотограф ОЛЬГА СЕМЕРКОВА

Какие образы возникают в вашем воображении, когда речь заходит о путешествиях на яхтах? У кого-то в памяти всплывают кадры из голливудских фильмов про миллиардеров (деньги, роскошная жизнь, длинноногие красотки в бикини), кто-то представляет себе невероятные и захватывающие приключения из романов. И вот уже перед глазами встаёт образ бравого капитана с обветренным лицом, пахнущего табаком и морем. Романтика морских путешествий вполне может из разряда фантазий перейти в реальность. И там уже дело не за вымышленными образами, а за вашими собственными впечатлениями и опытом. Алексей Романов, основатель Sofa Sailors, рассказал много интересного про яхтинг и заставил меня грезить морем.

Расскажи, а что было «до»? Чем занимался, что осталось сейчас из «прошлой жизни»?
 

Сначала пару-тройку раз попытался устроиться на офисную работу. Устраивался хорошо, уверенно, чуть ли не с аплодисментами от работодателей, хотя и без диплома. Работал ужасно, полностью игнорируя рутину, приходилось постоянно обманывать работодателя, создавая видимость деятельности. Счастья в этом не было, поэтому завязал.
Некоторое время мыл полы в танцевальной школе за уроки и немного денег, но танцором не стал, поэтому мы с полами, ко взаимной радости, расстались — их я мыл тоже так себе.

 

Затем я долго и увлечённо преподавал катание на роликовых коньках, и даже открыл школу (она до сих пор существует и процветает, но уже без меня). Аналогично с лонгбордами — преподавал, и даже открыл магазин, который до сих пор существует, не так, чтобы процветает, но и не загибается.
В определённый момент появились яхты, и потихоньку стали тем, чем я занимаюсь сейчас — круизной компанией.

 

 

Что повлияло на твоё решение отдать душу морю и ветру? Какие-то образы из детства впечатлили и поселили в сердце мечту, или, может быть, встреча с «нужным» человеком?
 

Ничего я морю и ветру не отдавал, кроме времени и денег. Просто люблю и получаю кайф от того, чем занимаюсь — от этапа продаж до финальной швартовки. Сразу оговорюсь — я вообще против гипертрофированной романтизации яхтинга как способа отдыха и путешествий, потому что здесь его напичкают закатами-дельфинами, а я там потом это всё разгребай. Такая «дешёвая» романтика происходит от неумения объяснить, что такое яхтинг, крузинг, парусный отдых на самом деле. Больше вреда от неё, уж поверь.
 

В детстве зачитывался приключенческо-фантастической литературой, но не думаю, что это ощутимо повлияло. Придя в яхтинг в зрелом возрасте и неожиданно, от своего первого круиза я всерьёз отбрыкивался. Меня буквально затащили на яхту на неделю. В Италии. В Венеции.
Виноват, как обычно, друг. Это его шило в заднице стало «компасом», верно указавшим на точку невозврата. Мы чуть не убили друг друга в этом первом круизе, и, впечатлившись, быстро создали
Sofa Sailors.

И как изменилась твоя жизнь? Что ты в себе такого открыл, о чём раньше не знал?
 

Думаю, это первое дело, которое открыло для меня мир ответственного мужчины. За инфантильного раздолбая в себе держался до последнего, о чём не жалею, но пришло время отрастить усы во всех смыслах. Помнишь, я не мог делать рутину? Теперь могу.
Стал путешествовать. С марта по октябрь меня практически нет дома. Учитывая, что загранпаспорт я получил чуть ли не в 30 лет, это большая перемена.

 

Будучи от природы тактичным, научился слать нахер незнакомых людей, причём на многих языках. Ну, понятно, здороваться и дружиться — это само собой. Но слать нахер — это глубокий внутренний акт, до того мне мало подвластный. А теперь могу уверенно и по делу.
Научился организовывать труд, командовать людьми, принимать твёрдые и быстрые решения, полагаться на интуицию, нырять в глубину без акваланга.
Всего этого раньше не наблюдалось.

 

 

Яхтенный спорт — это не только романтика, но и опасность, экстрим? Расскажи какую-нибудь историю, пощекотать нервы. С хорошим финалом, конечно же.
 

Для начала разделим спорт и отдых. Спортивный яхтинг и круизный яхтинг — вообще разные как по целям, так и по задачам. Однако, даже круизная яхта считается местом повышенного внимания к себе и обстановке. Именно там случаются наиболее интересные вещи с точки зрения «приключений».
 

Первый случай, который приходит на ум — это шквал в бухте Порта де Сойер, острова Майорка. Он сорвал огромный катамаран, очень плохо поставленный шкипером на якорь. Мы с соседями-французами стояли нос в корму, они сзади, тоже на якорях. Моя команда оттопыривалась на берегу, а я был на яхте, поскольку я же научился доверять интуиции.
Внезапный шквал с моря сорвал и потащил катамаран, который был больше обеих наших яхт в два раза, прямо на нас. Его капитан, вероятно, спал. Дождь, ветер, айсберг катамарана неумолимо и быстро надвигается на наш маленький Титаник, и мы орём и свистим олуху-капитану, чтобы тот скорее натягивал трусы. Капитан ката оказался полным кретином, поскольку, выбежав на палубу в трусах, просто впал в панику и начал метаться. Он был единственным, кто мог спасти ситуацию, и полностью провалил задание. В такие моменты ты всегда благодаришь Посейдона, что тщательно проверил старт двигателя на чек-ине, и он оживает с пол-оборота.

 

Не снимаясь с якоря, я ушёл от прямого удара, буквально как учителя на переменах в школе уворачиваются бедром от летящих младшеклассников. Кат прошёл по касательной, врезался во французов и повис на них, зацепившись своим якорем за их цепь. До берега ему оставалось метров 50, то есть секунд 15 сожалений о полученных нахаляву правах. Ситуация напоминала фильм «Скалолаз», когда один висит на другом над бездной, неумолимо соскальзывая. Тогда я накрепко запомнил слова «путэн» и «мьерд», а «старт йо факин энджин» могу до сих пор проорать с той же интонацией.
А, да, всё кончилось хорошо даже для виновника — он уехал в порт, как только его отцепили от нашей компании.

Что не хватает тем, кто собирается в такие путешествия? Чего они ищут и что находят? Можешь привести примеры, если знаешь такие истории?
 

Не сказал бы, что им чего-то не хватает. В наши путешествия, чаще всего, отправляются люди максимально самодостаточные. Такие стремятся расширять свои горизонты не из чувства потерянности, а из любознательности. Они смотрят мои презентации, говорят «о, круто!» и едут.
 

Мог бы назвать даже точное количество примеров, если бы не лень было считать. В первую очередь — это те, кто после наших путешествий прошли наши же капитанские курсы и сами стали шкиперами. Их много. Даже так — МНОГО. Так много, что третий год проходят специальные учебные регаты-вечеринки AFR для начинающих шкиперов, в которых принимают участие несколько десятков шкиперов и сотен матросов. Все шкиперы и часть матросов — наши выпускники, прошедшие курсы школы яхтенных капитанов Seanation, которая родилась из Sofa Sailors.
 

Есть и те, кто не хочет водить яхты самостоятельно, зато влюблён в эстетику круизных путешествий. Такие ребята ездят с нами по три раза в год, обязательно вписываясь во все новые направления и спецпроекты, бронируя их за многие месяцы. Иначе как «особенной историей» это не назовёшь.
 

Есть пары, которые нашли друг друга в путешествии. Есть и те, что расстались. Один раз я проводил свадебный обряд на яхте. Правда, в шутку — законное формальное бракосочетание на судне российским капитанам недоступно.

 

 

Ты упомянул AFR, регаты-вечеринки. Что это такое?
 

AFR - Another Fucking Race, регата-вечеринка для начинающих шкиперов. Она возникла из необходимости мотивировать свежеобученных шкиперов на их первый выход в море.
AFR стала идеальным решением вопроса, поскольку объединяет в себе исчерпывающее количество различных видов практики, которые необходимы самостоятельному круизному шкиперу. Большинство ответственных процессов — отшвартовки и швартовки, старты и финиши — проходят под супервайзингом опытных шкиперов. Очень много советов и рекомендаций по отдельным ситуациям и прецедентам.

 

Бывают безумные ситуации, в которых начинающий шкипер может, даже обладая хладнокровием и выдержкой, накосячить просто от отсутствия опыта. Например, на AFR у абсолютно новой яхты отвалился гребной винт, плохо закреплённый на верфи. Такое случается крайне редко. Разумеется, яхта была отбуксирована, а этот случай был разобран на буквальном примере для всех присутствовавших на регате шкиперов. Бесценный опыт.
Ну и я всегда знаю отличный ресторанчик за углом, так что туда мы ходим всей регатой.

 

 

Что, помимо азарта, можно ощутить в регатах? В чём кайф соревнований?
 

Регата на большой яхте — командный вид спорта. Соответственно, кроме адреналинового азарта ты получаешь очень много социальной составляющей. Мне всегда попадались отличные команды. Поэтому кайф от участия и победы умножался на причастность к некому сакральному кругу единомышленников в более широком кругу соперников-единомышленников.
 

Как шкипер и организатор, ставлю себе в плюс, что никогда не брал людей на регату «финансовым балластом», и вообще считаю такую практику порочной. Уж лучше не выиграть, чем не получить кайфа от окружающих. Это не профессиональный спорт.

 

 

Какие качества нужно иметь, чтобы выходить в море? Что воспитывается и тренируется?
 

Нужно уметь управлять яхтой хотя бы в основах и соблюдать морской этикет. Я не берусь воспитывать взрослых людей — можно быть каким угодно мерзавцем, но ты должен уметь вывести яхту из порта, прийти на помощь терпящему бедствие и не орать ночью в порту, где все спят. Потому что в этом случае твой моральный облик — проблема только твоей команды, а в противном ты становишься проблемой тех, кто на это не подписывался.
Конечно, всё это не имеет жёстких границ (кроме установленных административным и уголовным кодексами) и может решаться на уровне взаимодействия. Но есть минимальный уровень, ниже которого опускаться нельзя, и есть идеал, к которому стоит стремиться.

Говорят, что яхтенный спорт — прерогатива богатых. Ты согласен? Какие возможности есть не для «избранных»?
 

Отчасти да, но здесь снова разделение спорта и крузинга. Крузинг дешевле спорта, как и везде. Даже в состоятельной Европе, Великобритании, США и прочих спортивный яхтинг, особенно с определённого уровня — удел спонсоров и профессиональных наёмников. В любительском спорте можно адекватно «скидываться» на участие, что мы и практикуем, например, на AFR.
 

Крузинг могут позволить себе даже студенты и люди классически малооплачиваемых профессий. Стереотип о «занятии для богатых» происходит из жесточайшего разделения доходов населения России по социальным слоям. Если брать крупные города — да, студент может позволить себе какой-нибудь «чип сэйлинг». Но если отъехать 100 км от КАДА, то, конечно, это «развлечение для богатых», к которым относится и тот студент. Здесь нет ничего нового и отличного от всех остальных сфер отдыха.
 

Я не понимаю, кто такие «избранные». Наверное, те, у кого есть своя большая моторная яхта с обслуживающим персоналом и охраной, на которой проводятся тайные встречи с девушками из эскорта и членами правительства.
 

В обычном же мире существуют различные ценовые категории, которые дадут вам различные варианты яхтинга. От 400 евро за частную старую лодку в стиле «алтайского похода», только по крепостям Пруссии и Нормандии, до 2500 евро люксового катамарана на Карибах или Мальдивах. И то и другое, при здравом размышлении, доступно и способно доставить большое удовольствие, в зависимости от предпочтений.

 

 

Какие самые сильные (положительные) впечатления ты получал в путешествиях? Назови те места или ситуации, когда хотелось сказать: «Остановись, мгновенье».
 

Это как «любимый палец на ноге». Я всегда кайфую от яхтинга. Мне нравится приобщать к нему людей, нравится показывать им то, что удивило и впечатлило меня самого, водить экскурсии. Мы шутим, что я всегда «знаю отличный ресторанчик за углом» в любом месте, где бы мы ни оказались.
 

Я делаю путешествия только туда, куда хочу сам, где мне нравится. Даже если маршрут лично мне «надоел», в этом случае я уверен, что есть люди, которым понравится всё то же, что и мне. Это отдельная сторона интереса.
 

Не нужно останавливать мгновения. Это не разумно, если ты наслаждаешься процессом, а не стагнацией реальности. Только перемены вызывают в нас ощущения, зачем же их избегать?
Яхты подарили мне фридайвинг — ныряние в глубину с задержкой дыхания. Это по-настоящему глубоко индивидуальный процесс, даже интимный. И одновременно попадание в другой мир, прохождение через реально существующий портал во вселенную тайны, где свои очень жёсткие правила, которые ты, всё же, можешь плавно преодолевать. Вот это всегда особенная ситуация.

 

 

Продолжи фразу «женщина на судне — к …» ? Есть ли какие-то различия в поведении мужчин и женщин в сложных ситуациях на море?
 

Я ни разу не сексист, поэтому даже вставлять ничего в эту фразу не буду. Разве женщина нуждается в защите или характеристике на яхте? Разве мужчины монополизировали парус по каким-то половым признакам? Оставим это приверженцам архаики и увлечённым культиваторам своих комплексов.
 

Ладно, один пример для прессы — в мае я иду в сложную регату на яхте под управлением девушки, и это честь.
 

Что касается соотношения количества женщин и мужчин на яхтах, то оно разнится в зависимости от ролей. Например, капитанов-парней больше (отчасти благодаря замшелым стереотипам). Зато интерес к круизному отдыху у девушек значительно выше.

 

 

Расскажи, что в ближайших планах? Каковы предвкушения?
 

Только что вернулся из абсолютно сказочной Норвегии. 
29-го апреля вылетаю на недельную регату в Англию, но это чисто для себя. А вот с конца мая начинается платиновый сезон круизов. Первым пойдёт Неаполитанский залив – вторая родина Айвазовского, остров Капри, эльфийские города Амальфитании, Помпейи и Везувий. Дальше будет Лазурный Берег: Тулон, Канны, Монако и всё такое. Потом два йога-круиза в Сароническом заливе. Затем жемчужный лаунж из Триеста в Венецию. А потом опять Норвегия (люблю её). А потом сразу Ибица, для контраста... Хватит пока?

 

К большинству из этих круизов вы можете присоединиться – места ещё есть. Пишите, я общительный.

 

SOFA SAILORS

instagram.com/sofasailors/

facebook.com/sofasailors/

 

 

 

vk.com/sofasailors
sofasailors@gmail.com

sofasailors.com

yacht-sailors.ru

 

8 495 108-74-52

8 812 928-43-55
8 800 777-25-36