нить за нитью

Обучалась шпалерному ткачеству АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВА

Фотографии из архива ИРИНЫ БАГРЕЦОВОЙ

Сегодня мир меняется очень быстро, мы не успеваем даже осознавать, как много всего изменилось за последние годы. Так много информации вокруг, много событий, требующих нашего внимания. Успеть все уже невозможно, вызов нашего времени — это быть очень избирательным, ценить свое время, видеть настоящее и быть в нем, выныривая из виртуальной реальности, которая проникает во все сферы жизни. И именно поэтому особую ценность приобретают встречи с друзьями, ручная работа, неспешное проживание, для которого уже даже придумали название "slow living", и наслаждение моментами.

Сумасшедший темп наших дней, тем не менее, вынуждает все больше людей находить "островки безопасности" в занятиях ручной работой. Для меня чудесным открытием стал мастер-­класс мастера по шпалерному ткачеству Ирины Багрецовой. Атмосфера умиротворения и замедлившегося времени в кругу незнакомых, но отчего­-то уже не чужих людей — таких разных, но объединенных волшебством творческого процесса, лучше любой терапии влияет на нервную систему.

 

После короткого знакомства каждый из участников выбрал раму для работы и нити по своему вкусу. Поскольку схемы ни у кого не было, было лишь ощущение того, что должно родиться в итоге, создание гобелена превратилось в настоящую медитацию. Ирина рассказывала нам о приемах и техниках, но при этом дала полную свободу самовыражения каждому, подходя то к одному, то к другому участнику мастер-­класса, чтобы помочь или ответить на вопросы. Время текло легко и незаметно, несколько часов работы прошли на одном дыхании, а итогом стала уверенность в том, что чем чаще мы останавливаемся, чтобы насладиться моментом, сделать что-­то своими руками, тем больше радости в нашей жизни. А еще у каждого получилась уникальная работа шпалерного ткачества, которая как талисман будет сохранять это чувство.

 

 

Ирина, какие события вашей жизни больше всего повлияли на ваше становление как мастера и сделали вас именно такой, какая вы есть сейчас?

 

В детства я была спокойным ребенком и любила творческие занятия вроде вышивки. Мы с сестрой всегда находили себе занятия, что радовало наших родителей, потому что мы не доставляли особых хлопот. Потом я закончила Школу Искусств в Кургане, откуда я и приехала учиться в Петербург в 2008 году, хотела поступать в Академию Штиглица. Однако, как все мы знаем, это достаточно длительный процесс, поэтому я решила поступить Институт Декоративно-­прикладного искусства. Моими преподавателями по композиции и текстилю были Ирина Рубцова (академия им. А. Л. Штиглица), Ирина Яблочкина (академия им. А. Л. Штиглица), Наталья Куралесова (академия им. И. Е. Репина).

 

При поступлении члены комиссии, посмотрев мои эскизы, сказали, что мне надо идти на текстиль. С самого детства я знала, что моя жизнь будет связана с чем-­то художественным, но я не знала, что именно это будет, я была открыта ко всему. Видимо, комиссия что­-то такое особенное все же увидела в моих работах. Мне было тогда только 18 лет, было мало наработок. Сейчас я понимаю, что самое главное — найти свой стиль, потому что технически можно освоить очень многое, но важнее найти себя во всем этом. Осознание глубокого потенциала шпалерного ткачества пришло во время учёбы в институте и посещение занятий по истории искусств. На данный момент я чувствую, что нашла себя в технике гобелена — фактуры, их разнообразие и сочетания. Ведь это очень древняя технология! Такая простая, с одной стороны, но, позволяет создавать настолько сложные вещи, с другой.

 

После защиты дипломной работы в 2014, работа в студии интерьерного декора "Prostranstvo U" познакомила меня с мировыми брендами высокого уровня качества в области текстиля. Моими любимыми стали бренды: Rubelli, Armani Casa, Kinnasand, Creation Baumann.

 

Вдохновение можно черпать в чем угодно. Сам город дает столько идей, знакомство с новыми людьми. Сложно сказать, что больше всего влияет на выбор. Стиль формируется в процессе создания новых и новых работ. Первый раз чувство собственного стиля пришло во время создания моей выпускной работы. В данный момент этот гобелен выставляется вместе с работами моих преподавателей.

Как рождается гобелен? Эскиз создается перед началом работы или уже в процессе приходит понимание, каким он будет в итоге?

 

Сначала, конечно, возникает идея, я ее "вынашиваю" и создаю эскиз. Во время работы над моим самым большим гобеленом — 1м х 2м, у меня было желание гармонично смешать разные стили — от плавного модерна до деконструктивизма. На тот момент меня очень вдохновляла графика Байкала, застывший лед, а еще графика рисовых полей. Вообще меня очень вдохновляет природа, сейчас я планирую серию работ на эту тему. Недавно я посмотрела фильм про Бьёрк и мне очень понравилась ее концепция: она исходит из того, что у нее нет задачи следовать какому­-то определенному музыкальному стилю, ее стиль базируется на звуках вселенной, природных звуках. Я чувствую нечто подобное — в природе уже все есть, нужно "услышать" это, пропустив через себя. Ведь художник — это и есть тот самый человек, который видит или слышит мир определенным образом и делится этим с другими людьми.

Что вы думаете про один из мощных современных трендов — ручная работа, но уже не как основной способ производства вещей, а как некую роскошь?

 

Я думаю, это никуда и не девалось — всегда были и будут люди, ценящие ручную работу. Ведь у этого всего такая глубокая история, она не может исчезнуть просто так. И, кроме этого, вещи, сделанные руками, они живые, в них столько энергии.

Скажите, пожалуйста, как вы пришли к обучению этому мастерству других людей?

 

В свое время я работала в интерьерном салоне и мне этот опыт дал понимание, что гобелен как предмет интерьера — это достаточно сложная, нетиражируемая вещь. Да мне и не хотелось создавать такие вещи массово. И тогда я осознала, что прекрасным способом познакомить людей с этой техникой будет проведение обучающих мастер­-классов. Сейчас для меня это тоже источник вдохновения: так интересно наблюдать, как люди пропуская через свое видение одну и ту же технологию, создают совершенно уникальные вещи. Кроме этого, сам процесс обучения дает совсем другой уровень общения, мне это очень нравится.