Фабрика авангарда

Интересовался дизайном АЛЕКСАНДР САВРИКОВ

Фото из архива 52 Factory

Многие знают знаменитую работу Казимира Малевича «Черный квадрат», да и сама фамилия на слуху. Чего не скажешь об остальных членах «Бубнового валета» — родоначальников русского авангарда, направления искусства, постепенно забываемого. В Красную книгу вносят лишь исчезающие виды животных, растений и грибов, русский авангард в неё не вписать. Но одна молодая семья предметных дизайнеров не согласна сдаваться так легко — Александр Браулов и Анастасия Коптева создали целую фабрику по сохранению культурного наследия. 

Александр, как вы пришли к предметному дизайну?

 

Предметный дизайн увлёк нас лишь четыре года назад. Произошло это скорее случайно и оттого, что мы всегда придумывали себе разные совместные занятия. Сначала активно занимались мэйл-артом, сделали две выставки: в 2013 г. в лофт-проекте «Этажи» и в 2014 г. в шоу-руме «Моментография». Показали кое-что из работ в галерее в Вене. Уже потом нас заинтересовал предметный дизайн, и мы придумали себе воображаемую фабрику — «52 Factory». На ней мы начали создавать предметы для организации пространства — то, чего не хватало нам самим.

 

 

Был ли предварительный этап графического дизайна?

 

Мы никогда не работали как графические дизайнеры, а сейчас графический дизайн интересует нас только в контексте подачи наших предметов, но не сам по себе. Для своего дела нам приятно этим заниматься самостоятельно — буклеты, элементы упаковки, графическая подача на сайте, фотографии/скетчи и всё остальное сделано нами, Насей в первую очередь. Кроме, разве что, логотипа фабрики. Нася занимается и коммерческой иллюстрацией, параллельно с фабрикой, но это совсем другая история.

 

 

Вы закончили факультет менеджмента. Когда и как вы поняли, что следует изменить ход течения своей жизни и направить его в творческое русло?

 

Честно говоря, творчество было всегда в нашей жизни, несмотря на то, что у нас вполне мирское (и почему-то, по мнению многих, лишённое творческой составляющей) маркетинговое образование. Но предметный дизайн не завладел нами полностью — я продолжаю работать аналитиком в крупной нефтяной компании, Нася какое-то время совмещала свои иллюстраторские проекты с работой в сфере digital-маркетинга. И при этом у нас есть «52 Factory», где мы придумываем всякие штуки. 

Помогли ли вам экономические и управленческие навыки?

 

Маркетинговое образование, безусловно, помогает, особенно в работе с крупными заказчиками. Оно позволяет услышать людей из бизнес-среды — им не нужно объяснять многие вещи про позиционирование, сегменты, целевую аудиторию. Это сильно экономит силы и время всех участников, помогает нам предложить что-то интересное достаточно быстро.

 

 

Расцветом русского авангарда считается начало XX века, а к его середине направление начинает терять популярность. Почему вы решили работать именно в этом стиле? Как вы поняли, что это ваше?

 

Мы не то чтобы работаем в этом стиле, но архитектурное и графическое наследие русского авангарда — одно из самых трепетно любимых и вдохновляющих для нас ещё со времен, когда мы даже не думали заниматься предметным дизайном. Это то, к чему мы не утрачиваем интерес на протяжении многих лет, о чём важно говорить, особенно на фоне недооценённости, исчезновения этого наследия и постепенной утраты шедевров архитектуры 20–30-х. Но круг наших интересов не замыкается только на этом периоде. Сейчас, к примеру, мы работаем над новым предметом, который охватывает более ранние периоды нашей истории.

 

 

Среди ваших проектов на сайте указаны различные бытовые вещи: календари, органайзеры и т. д. Планируете ли вы заняться более габаритными предметами?

 

Мы действительно создаём небольшие вещи. Но это не отменяет того, что нам интересны и мебельные проекты, и малая архитектура. Всё это, наверное, вопрос времени.

У вас есть своя мастерская, где вы собственноручно изготовляете дизайнерские вещи, или вы создаете только проект, а воплощает его уже кто-то другой?

 

Собственного оборудования у нас нет. Большая часть предметов изготавливается в дружественных мастерских, а дом, как правило, остаётся местом для разработки, прототипирования и финишных работ.

 

 

Вы неоднократно участвовали в различных дизайнерских конкурсах и выставках. Расскажите о них поподробнее: что вам даёт участие в них, какой опыт вы получаете?

 

В 2015 г. мы дебютировали на SaloneSatellite WorldWide Moscow с канцелярским набором «Русский авангард», первым нашим предметом, созданным под вдохновением от советской архитектуры 20–30-х годов XX века. По решению международного жюри заняли 4 место. В следующем году ещё один проект, посвящённый русскому авангарду (настенный органайзер-конструктор из акрилового стекла «Невидимый авангард»), занял 2 место на SaloneSatellite WorldWide Moscow и позволил нам представить свои работы в Милане на выставке Salone del Mobile (SaloneSatellite’17).

 

 

Насколько вообще это важно для молодых дизайнеров?

 

Участие в конкурсах принесло нам много интересных предложений, над несколькими мы до сих пор трудимся. Кроме того, это отличная возможность получить оценку и совет действительно компетентных-профессиональных и авторитетных людей из области дизайна, практиков, владельцев фабрик, журналистов, критиков. А также проверить свой предмет на прочность, почувствовать, насколько твои идеи актуальны (или нет), определить точки роста. А ещё на сателлите мы познакомились с людьми, чьей дружбой мы очень дорожим. И, возможно, это важнее всего вышеперечисленного. 

На вашей странице во «Вконтакте» опубликованы интересные вышивки зданий города Иваново. Что вас привлекло в вышивке? Ведь это довольно нетипичное занятие для мужчины.

 

Вышивка мне нравится с детских лет. Серия #вышивайархитектуруавангарда — творческий проект, посвящённый архитектуре авангарда, попытка привлечь внимание к проблеме исчезновения культурного наследия. Иваново славится своими самобытными зданиями 20-30  х годов. Работы со зданиями «Красного Манчестера» также связаны с подготовкой к фестивалю «Первая фабрика авангарда», который пройдёт в Питере осенью.

 

 

Как вы считаете, семейный бизнес и увлечение одним делом укрепляют отношения или есть всё-таки минусы, незаметные на первый взгляд?

 

Предметный дизайн стал для нас прекрасным поводом вместе изучать и узнавать что-то новое. Это совершенно универсальный язык и дивная возможность говорить о важном для нас обоих — можно сказать, это наша любимая совместная игра, а «52 factory» — любимое дело.

52factory.ru